Большой оркестр, блестящие солисты и семь «чудес света», подаренных миру первыми романтиками.
Концерт в одном отделении (90 минут).
Описание
Концертштюк — виртуозная концертная пьеса, в которой ярко демонстрируются технические и выразительные возможности инструмента. Расцвет этого жанра пришёлся на творчество Вебера, предвосхитившего романтизм в музыке. Однако и в наследии композиторов, открывших век Романтизма, встречаются яркие и выразительные образцы таких пьес. В 1816 году Франц Шуберт написал Концертштюк для солирующей скрипки с оркестром, а спустя 16 лет Феликс Мендельсон создал свой опус для двух кларнетов, посвятив его выдающимся виртуозам своей эпохи — Генриху Берману и его сыну Карлу.
Мендельсон. Ария из оратории «Илия» (1846)
В качестве дирижёра 20-летний Мендельсон возродил к жизни «Страсти по Матвею» Баха, а в 37 лет создал свою ораторию «Илия», превосходно принятую при первом же исполнении. Личность этого сильного и горячего библейского героя вызывала у композитора неподдельное восхищение. По мнению Мендельсона, именно в таком пророке нуждался современный ему мир.
Шуберт. «Аве Мария» (1825)
Текст, который Шуберт положил на музыку «Ave Maria» — это свободный перевод с английского на немецкий Третьей песни Эллен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». Однако всемирную известность и признание получил вариант с иными словами. Его «автором» стала покровительница композитора и большая поклонница его таланта графиня Софи Габриэль фон Вейсенвольф, которой посвящена «Ave Maria». Именно она исполнила музыку Шуберта не на оригинальный текст Скотта, а на слова молитвы «Ave Maria» на латинском языке.
Шуман. Адажио и аллегро (1849)
В этом произведении традиционное сопоставление медленного и быстрого темпов Шуберт использовал для выражения глубокого чувства. Выставив на обложке итальянские обозначения, в нотах Шуман указал их по-немецки, обозначая не столько темпы, сколько их эмоциональное наполнение. Langsam, mit innigenen Ausdruck — «С искренним чувством» и Rasch und feurig — «Быстро, с огнём». Медленную часть Шуман первоначально назвал «Романсом», но затем заменил на Adagio. Она действительно исполнена искреннего, поэтического чувства. В противоположность кантиленному Adagio, в Allegro бушует пламенная страсть
Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, op. 21 (1830)
Это сочинение Шопен написал в студенческие годы, когда был влюблён в Констанцию Гладковскую. Его премьера в Варшаве прошла с огромным успехом, а само произведение надёжно закрепилось в пианистическом репертуаре благодаря своей юношеской поэтичности, мелодической красоте и блестящей фортепианной технике.
Лист. Концерт для фортепиано и струнных ми минор (1833)
В истории фортепианного концерта Лист открыл новую главу. Предшествующие этапы развития жанра связаны с именами Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман писал: «Мы должны терпеливо дожидаться гения, который в новой блестящей манере укажет, каким образом должно связывать партии фортепиано и оркестра, дабы пианист мог полностью раскрыть богатство инструмента и своего мастерства, в то время как оркестр не оставался бы только зрителем, но наоборот, разнообразием своего колорита способствовал еще большему обогащению их совместной игры». Композитором, способным воплотить это, стал Ференц Лист.
Лист. «Прелюды» (1848–1854)
Ференц Лист вошёл в историю музыки как создатель нового жанра — одночастной симфонической поэмы, которая отражает тесную связь музыки и литературы. Одним из самых известных его произведений в этом жанре стала симфоническая поэма «Прелюды». Её программа навеяна одноименным стихотворением французского поэта Ламартина: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к той неизвестной песне, которой первая торжественная нота звучит в минуту смерти?...» В своём опусе Лист, однако, значительно отошёл от содержания, создав музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.
Программа концерта
- Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
- Шуберт. Концертштюк для скрипки с оркестром ре мажор
- Мендельсон. Концертштюк № 1 для двух кларнетов с оркестром фа минор, ор. 113
- Мендельсон. Ария из оратории «Илия»
- Шуберт. «Аве Мария»
- Шуман. Адажио и аллегро, соч. 70
- Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (II, III части)
- Лист. Концерт для фортепиано и струнных ми минор
- Лист. «Прелюды»