Тысячетрубный орган и нежная бамбуковая флейта с картиной страстей — земных и небесных.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Описание
Судьбы двух музыкантов-участников концерта в чём-то похожи, но имеют разную траекторию. Хироко Иноуэ родилась в Японии, а для освоения сугубо европейского инструмента – органа – приехала в Россию, училась в Московской консерватории и ныне является органисткой Калининградской филармонии. Павел Ио, напротив, начал свой путь в Москве, а продолжил обучение в Японии и стал исполнителем на классической флейте сякухати. Оба музыканта соединяют в своих программах имена композиторов Европы, России и Страны восходящего солнца, осуществляя своеобразный культурный мост между Востоком и Западом.
«Изюминкой» нынешней программы станет сочинение «Досэй», что означает «Голос Земли». Его написал в 1991 году Хикару Саваи – японский композитор, исполнитель на национальном щипковом инструменте кото, руководитель влиятельной Музыкальной академии Саваи Кото в Токио. В оригинале пьеса написана как дуэт для флейты сакухати и басового 17-струнного кото, который звучит в очень низком регистре. Глубокие реверберации кото и поэтический голос сякухати – эти два контрастирующих тембра дополняют друг друга, как земля и небо. В произведении две части, вторая из которых является более динамичной и зловещей. Первоначальный диалог между инструментами постепенно перерастает в энергичный и драматический спор. Удары по струнам кото источают земную энергию, в то время как сякухати ведёт более мягкую тему. Сочинению присуща частая смена настроения, которое становится то агрессивным, то лиричным и пронзительным.
Также в программу вошли наиболее мелодичные произведения барочного гения Баха, француза Сезара Франка, прослужившего в течение 30 лет органистом в парижской церкви св. Клотильды, и немецкого композитора Йозефа Райнбергера, который уже в семь лет стал органистом приходской церкви, а затем вошёл в историю своими сонатами и концертами для органа.
Экзотический «гость» уральской сцены – японская бамбуковая флейта сякухати – по мнению исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте, откуда через Ближний Восток и Индию попала в Китай, а уж из Китая добралась до Японии. По легенде, один из проповедников буддизма, наследный принц Сётоку (VII век), играл на сякухати, и услышавшие его игру божества спустились с небес и начали танцевать. Особенно широкий интерес к бамбуковой флейте в Японии возник в XIII веке в связи с распространением дзэн-буддизма. Монахи этого течения считали, что внутреннего просветления можно достичь путём «суй дзэн» – буквально: выдуванием, игрой на флейте. Помимо инструмента для медитации, сякухати подходила для исполнения народных мелодий и имела распространение среди крестьян.
Стандартная длина флейты – 1,8 японских футов (54,5 см), что определило название инструмента: «сяку» – значит «фут», а «хати» – «восемь». Игра на сякухати является неотъемлемой частью уроков музыки в средней школе в Японии. В настоящее время инструмент применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных, джазовых и этнических композиций. Тембр сякухати звучит в саундтреках к некоторым голливудским блокбастерам.
Программа концерта
- Бах И. С. Ария из Сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
- Бах И. С. Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
- Райнбергер. «Вечерняя песня», op. 150 № 1
- Франк. Хорал № 1 ми мажор
- Саваи. «Досэй» («Голос Земли»)