95. Романсы Клары

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
3 июля 2022, воскресенье, 17:30, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Откровение от любимой супруги, блистательной пианистки и невероятной женщины Клары Вик!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Клара Шуман (1819–1896) некоторое время была самым известным музыкантом в семье Шуманов. Несмотря на то, что ей пришлось воспитывать восьмерых детей и поддерживать всё более слабеющего мужа, она сделала полноценную карьеру концертирующей пианистки. Кроме того, она обладала незаурядным композиторским талантом и начала сочинять музыку, когда ей было 9 лет. После свадьбы с Робертом, в возрасте 21 года, Клара приступила под его руководством к изучению наследия Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Пронзительная запись в её дневнике от 1839 года гласит, что она «когда-то верила» в наличие своего творческого таланта, но вынуждена признать: «Женщины рождены не для того, чтобы сочинять». Когда в 1846 году Клара написала Фортепианное трио, то говорила, что «нет большего удовольствия, чем сочинить что-то, а затем услышать это». После смерти супруга она направила практически всю свою творческую энергию на продвижение музыки Шумана, а не на создание собственной.

Три романса для скрипки и фортепиано – одно из лучших её произведений – были написаны летом 1853 года, когда семья поселилась в доме, достаточно большом, чтобы Клара могла музицировать и сочинять, не беспокоя мужа. В мае того же года в Дюссельдорфе гастролировал Йозеф Иоахим – один из лучших скрипачей XIX века. Шуманы попали под его чары, и одним из результатов этого воздействия стал Скрипичный концерт Роберта Шумана, а другим – Романсы Клары, посвящённые Иоахиму с пометкой о «глубочайшей дружбе». 

В Германии XIX века термин «романс» часто означал просто короткую пьесу для фортепиано или для другого инструмента с аккомпанементом фортепиано. Иоахим был очень увлечён Романсами Клары и играл их не только в совместном с ней турне, но и во время самостоятельных гастролей. В частности, он исполнил их перед королём Георгом V Ганноверским и сообщил, что монарх был «в полном восторге», наслаждаясь столь «чудесным, небесным удовольствием». Критик берлинской газеты похвалил произведение за «индивидуальный характер» и «нежный, ароматный почерк». Романсы действительно никоим образом не подражают стилю Роберта Шумана, но в завершении первого из них есть трогательная отсылка к теме его скрипичной сонаты, написанной двумя годами ранее. 

Фортепианное трио соль минор Фредерик Шопен (1810–1849) сочинил ещё в годы учёбы в варшавской Высшей школе музыки и посвятил Антонию Радзивиллу – губернатору Познанского княжества, который сам сочинял музыку и был виолончелистом. Работа над Трио шла нелегко, растянувшись с весны 1828 года до осени 1829-го. Из струнных инструментов Шопен питал любовь только к виолончели и, напротив, был безразличен к тембру скрипки. Через год после завершения Трио он засомневался: возможно, лучше было использовать альт, он «сильнее против виолончели» по сравнению со скрипкой, самый высокий регистр которой Шопен практически не задействует. Однако композитор не внёс предполагаемых изменений.

Шуман в рецензии 1836 года не скрывал своего восторга от шопеновского Трио: «Разве оно не благородно, как только возможно, не возвышенно, как самая поэтичная из песен, не оригинально в деталях и в целом, разве каждая нота его не есть сама музыка и сама жизнь?». В первой польской рецензии говорилось, что в сочинении есть «какая-то всеохватывающая сила, соединённая с печалью, а иногда и с мужественным отчаянием». В наше время о Трио отозвался скрипач Гидон Кремер: «Настоящая жемчужина камерной музыки, даже если фортепиано играет доминирующую роль». 

Хронологически Трио располагается между вершинными достижениями Шопена в виртуозном стиле brilliant и его двумя поэтичными фортепианными концертами. В первых тактах обнаруживается нечто бетховенское по размаху и смелости. По форме Трио соответствует классической четырёхчастной модели – со Скерцо на втором и Адажио на третьем месте. Танцевально-симметричное Скерцо ещё близко к классицизму, тогда как в возвышенном и страстном Адажио предвосхищается романтический тип высказывания. Финальное рондо (4-я часть) представляет собой стилизованный краковяк.

Программа концерта

  • Шуберт. Тема с вариациями
  • Шуман К. Три романса для скрипки и фортепиано
  • Шопен. Фортепианное трио соль минор

   

Интересное с прошлых концертов
#Филармония80: поздравление Рэма Урасина
Все видео
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!