Эволюция хорового концерта в России

19 сентября 2024
19 сентября, 2024
Коллективы
Симфонический хор

Рецензия на диск:

«Русские хоровые концерты»: Произведения Дегтярёва, Бортнянского, Архангельского, Рахманинова, Чеснокова, Гаврилина и Свиридова
Симфонический хор Свердловской филармонии
Художественный руководитель и дирижёр — Андрей Петренко
Запись 2022 года
Fuga Libera (Бельгия) FUG 828 (2024)

Опубликовано в журнале о классической музыке Scherzo (Испания), 13.07.2024

Возрождение литургического хорового жанра в России началось в 1765 году с приезда итальянского композитора Бальдассаре Галуппи в Санкт-Петербург, ко двору Екатерины Великой, где он провел три года.

Поворотным событием стало создание им хоровых произведений для православной литургии в новаторском итальянском духе.

Дмитрий Бортнянский, ученик Галуппи, у которого он учился в Санкт-Петербурге, а затем в Венеции, соединил новый европейский стиль с сущностью русского искусства, создав обширный репертуар духовных хоровых концертов, ставших образцом русской литургической музыки. Дальнейшее развитие жанра, насыщенное такими увлекательными открытиями, как произведения Чайковского, Чеснокова, Рахманинова и Свиридова, невозможно воспринимать должным образом без учета того вектора, который был заложен Галуппи и Бортнянским.

В программе Симфонического хора Свердловской филармонии под руководством дирижера Андрея Петренко, уже давно активно занимающегося записью альбомов, представлена подборка хоровых концертов разных авторов — от вышеупомянутого Бортнянского, сочинявшего музыку в XVIII веке, до Свиридова и Гаврилина, работавших в последние десятилетия XX века. В подборке чередуются менее известные произведения с более распространенными, такими как «Блажен муж» и «С нами Бог» Чеснокова или «В молитвах неусыпающую Богородицу» Рахманинова. В этих и других сочинениях можно услышать традиционное звучание хора, где голоса звучат ярко и отчетливо даже в разных хоровых группах. Благодаря тому, что звук записан на некотором расстоянии, звучание хора из 23 [60 — ред.] голосов будто бы приумножается в количестве и динамическом диапазоне. Хочется отметить замечательно рельефные и столь тщательно выполненные пианиссимо, а также великолепный финальный номер «Зорю бьют» из «Пушкинского венка» Свиридова с Алексеем Фроловым в партии солирующего баса.

Урко Сангронис (Urko Sangroniz)

Источник: Scherzo

Другие публикации

Безумные дни в Екатеринбурге
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!