Вагнер. «Золото Рейна»

 

В Екатеринбурге за два дня поставили оперу Вагнера «Золото Рейна»

18 июня 2021
18 июня, 2021
Вагнер. «Золото Рейна»

Сегодня вечером в Екатеринбурге — громкая премьера знаменитой оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна». Постановка уникальна по многим параметрам и стала событием международным. Мало того — публика услышала ее заранее: интерес к спектаклю оказался столь велик, что билеты разлетелись еще в прошлом году, и тогда решили обратиться к европейской практике, объявив их продажу на прогон — и снова аншлаг.

— Опера на сцене Свердловской государственной филармонии ставится впервые, тем более, не в концертном, а в полусценическом исполнении, и я впервые пожелал зрителям хорошего просмотра, а не прослушивания, — сказал директор филармонии Александр Колотурский. — И пригласить зрителей на генеральную репетицию мы решились тоже впервые в нашей истории.

Постановки «Золота Рейна» в России можно пересчитать по пальцам: опера, написанная Рихардом Вагнером на собственное либретто, слишком сложна для реализации, да и для восприятия широкой публикой. Тем удивительнее еще один факт — над этой постановкой дирижер Кристоф Штеккер, режиссер-постановщик Георг Блюмль и вокалисты из Германии и России работали... два дня. Две репетиции для создания ансамбля, работы солистов с оркестром, постановки мизансцен, отработки оригинальной световой партитуры (художник по свету — Кори Кассио, Германия, автор видеоконтента — Лиллеван, Ирландия). Но в искусстве дерзкие проекты часто обречены на успех, при условии, что их затевают профессионалы высокого класса.

— Две репетиции и выход на публику — это риск, — признается Кристоф Штеккер. — Но я понял, что русские — гении импровизации.... И что с ними я тоже стал немного русским.

Оркестр, который исполнял сложнейшую музыку Вагнера, репетировал чуть дольше, чем вокалисты — с 10 июня, когда в Екатеринбурге начала работу Международная молодежная оркестровая академия. Эта школа профессионального мастерства проводится с 2014 года, на несколько летних дней объединяя студентов ведущих музыкальных вузов Германии и артистов Уральского молодежного симфонического оркестра. Студенты создают Чайковский-оркестр, который в этом году и представил уральцам вагнеровский шедевр. Помимо репетиций и выступлений, гости успели познакомиться с Екатеринбургом, а в шахте-музее в Березовском для них провели мастер класс по золотодобыче. Музыканты встретились со студентами Уральского горного университета и приняли участие в дискуссии «Природа и человек».

Возвращаясь к опере: два с половиной часа без антракта зал слушал, затаив дыхание. Полусценическое воплощение позволило исполнителям обрисовать характеры своих героев не только средствами вокала, но и драматическими штрихами: три русалки, дочери Рейна (Клавдия Башкирцева, Евгения Чернова и Елена Сидоренко), насмешливы и легкомысленны, «полубог»-искуситель Логе (Маркус Шефер) чертовски обаятелен, нерешительный бог Вотан (Герт Смитс) никак не может найти общий язык с ревнивой супругой, великаны-строители Фафнер и Фазольт (Лукаш Конечны и Йоахим Хехбауэр) похожи на честных простоватых прорабов, нибелунг Альберих (Оливер Цварг) страшен и жалок в своей одержимости... Опера, написанная полтора века назад, современна, ведь жажда власти и золота всегда губительна для любви. «А боги и люди совсем не изменились», — говорит Елена Жидкова, исполнительница партии богини Фрики.

Второй показ оперы пройдет завтра в Нижнетагильской филармонии, а в конце августа «Золото Рейна» прозвучит в концертных залах и в формате open air в городах Баварии (Германия).

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!