С 9 по 13 марта в Свердловской филармонии состоялся проект «Мясковский. Диалоги», приуроченный к 140-летию со дня рождения одного из значимых композиторов советской эпохи.
Проект продолжил серию монографических авторских фестивалей, традиция которых сложилась в филармонии в 90-е годы прошлого века. По своей концептуальности, значимости и эксклюзивности выбранной темы проект, несмотря на компактность, оказался чрезвычайно насыщенным.
В «основной программе» «Мясковский. Диалоги» – три концерта, вместившие все жанры, в которых творил Н. Я. Мясковский — на сцене прозвучали симфонические, кантатно-ораториальные, камерные инструментальные и вокальные сочинения, созданные автором в 1920 – 1940 годы.
Некоторые из произведений были исполнены в Екатеринбурге впервые. Помимо музыкальных событий проект объединил 3 выставки, усиливающие музыкальные впечатления и помогающие глубже осмыслить взаимосвязь творчества композитора с эпохой: экспозиция от Российского национального Музея музыки, виртуальная архивная выставка «Николай Мясковский и музыка советских композиторов в программах Свердловской филармонии» и выставка современного художника Антона Таксиса.
Проект включал в себя и лекционную часть, представленную предконцертными лекциями музыковеда Ирины Винкевич, которые благодаря трансляции посмотрели около 30 000 человек. Был с успехом опробован формат бесед о творчестве композитора – виртуальные диалоги российских и зарубежных экспертов и музыкальных критиков, которые еженедельно публиковались на сайте и в социальных сетях в течение месяца до официального старта проекта.
День официальной презентации проекта 9 марта стал днем рождения нового коллектива Свердловской филармонии – «Мясковский-квартета». На презентации был подписан приказ о присвоении этого имени Струнному квартету филармонии в память об историческом коллективе, работавшем в филармонии в середине прошлого века.
Музыканты получили напутствие от внучатой племянницы композитора Татьяны Никитичны Федоровской, которая вместе с супругом и близкой подругой Екатериной Николаевной Шебалиной – внучкой другого известного советского композитора Виссариона Шебалина – специально приехали в Екатеринбург и стали почетными гостями всех мероприятий проекта.
Татьяна Федоровская, внучатая племянница Н. Я. Мясковского:
«Это замечательный проект и, на мой взгляд, очень смелый. Музыку Мясковского могут играть люди, которые ее действительно любят и понимают.»
Проект «Мясковский. Диалоги», возвращающий ценителями академического искусства музыку и имя композитора, незаслуженно вычеркнутого из российского музыкального контекста, ожидаемо привлек внимание музыковедов и музыкальных критиков в России и за рубежом, где исследователи в течение последних десятилетий проявляют более активный интерес к творческой личности Мясковского, чем в его родной стране.
Благодаря прямым трансляциям приобщиться к творчеству Мясковского смогли слушатели разных стран, в числе которых Германия, Великобритания, США, Нидерланды, Израиль, Франция, Люксембург, Бельгия, Канада, Турция, Швеция.
Грегор Тэсси (Шотландия) – музыкальный критик, обозреватель музыкальных изданий, автор книги о творчестве Н. Я. Мясковского:
«Это было грандиозное исполнение симфонии, которой долго не уделяли должного внимания, и нужно выразить огромную благодарность музыкантам и организаторам этого многообещающего фестиваля, посвященного 140-летию со дня рождения Мясковского».
В онлайн-рецензии на первый из концертов Питер Куонтрилл (Великобритания), музыкальный обозреватель крупнейших музыкальных изданий Gramophone, The Strad, Wagner Journal, The Arts Desk, дал высокую оценку исполнительскому мастерству творческих коллективов филармонии и отдельно отметил талант и экспрессию главного приглашенного дирижера молодежного оркестра Александра Рудина:
«Квартет Свердловской филармонии дал в высшей степени достоверную версию 13-го струнного квартета – последней работы Мясковского перед его кончиной от рака в 1950 году – без фальшивых сантиментов. После антракта Уральский молодежный симфонический оркестр исполнил 17-ю из 27 симфоний Мясковского, причем Рудин придал продолжительной медленной части ностальгический пыл, достойный рахманиновской экспрессии».
Участник одного из онлайн-диалогов о Мясковском, британский композитор, внук Сергея Прокофьева, Габриэль Прокофьев также тепло отозвался о проекте и деятельности Свердловской филармонии:
«Нам нужны такие институты, как Свердловская филармония, чтобы продвигать такую музыку. Этот фестиваль, на самом деле, фантастический».
Гость проекта, музыкальный критик Евгения Кривицкая, подчеркнула, что
«такой фестиваль очень важен для того, чтобы привлечь внимание прежде всего музыкантов, которые захотели бы погрузиться в богатое наследие композитора и открыть для себя интересные произведения. А формат музыкально-литературного вечера — просто находка, потому что в нем найдена форма подачи, игровая и научная, музыковедческая и театральная».
Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, эксперт и член жюри фестиваля «Золотая маска»:
«Стал ли нам ближе Николай Яковлевич Мясковский, в молодости офицер царской армии, впоследствии плодовитый композитор, педагог (более 80 учеников и каких: Арам Хачатурян, Карен Хачатурян, Виссарион Шебалин, Александр Мосолов, Борис Чайковский, Николай Пейко, Андрей Эшпай, Владимир Юровский, наш Борис Гибалин!), советский функционер, при этом оставшийся беспартийным, человек с безупречной репутацией, «художественная совесть нашей музыки» (Асафьев)? Наверное, да. Перестал ли быть загадкой, по крайней мере, для меня? Пожалуй, нет. Во многих смыслах его личность, его музыка – это по-прежнему тайна. Надеюсь, желание ее постигать и далее появилось не только у меня.»
Георгий Ковалевский, музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения, научный сотрудник росскийкого института истории искусств:
«Прекрасно, что Свердловская филармония взялась за этот, немного рискованный, проект -— ведь имя Мясковского неизвестно для широкого слушателя. Я считаю, что сегодня один из самых важных вечеров в филармонической жизни, и я бы даже сказал, в концертной жизни России, потому что Шестая симфония — одна из самых важных симфоний ХХ века в мировой симфонической практике.
Я бы назвал Мясковского певцом ушедшей России. Он определил для себя образ горячо любимой родины, и до конца оставался его певцом. Этот образ он сохранял даже в самые жестокие годы гонения. Лед покрывает реки тяжелым панцирем, но под ним все равно продолжает течение живой ручей. Мясковский — это живой ручей под ледяным панцирем Советской идеологии.»
В течение трех концертных дней проекта Свердловская филармония вела открытые трансляции на филармоническом сайте и в группах в социальных сетях. Каждый из концертов в сети смогли увидеть около 50 000 зрителей, которые также оставляли свои восторженные комментарии:
Елизавета Майер (Першукова):
«Конечно, живая музыка, присутствие на концерте много значат, но в записи видны одухотворённые лица музыкантов.»
Margarita Komarova:
«Удивительный экскурс в историю и эпоху! Браво!»
Наталья Бартош:
«Глубокие раздумья, внутренние диалоги, противостояния, да..Многое испытавший человек.»
Проект «Мясковский.Диалоги» дал начало целой череде событий, посвященных 85-летию Свердловской филармонии, миссия которой всегда заключалась в представлении новой музыки и открытии новых имен.