По следам ночных премьер «Безумных дней»

7 июля 2023
7 июля, 2023

«Ода ночи» — так звучала тема завершившегося в Екатеринбурге 2 июля фестиваля «Безумные дни». По признанию участников, она, действительно, стала очень плодотворной для самих музыкантов.

«Как день есть время действия, так ночь — время замысла, потому что и звук, и слово рождаются в тишине», — поделился пианист Юрий Мартынов, впервые участвовавший в этом музыкальном марафоне.

Однако при всём обилии существующей «ночной музыки», на фестивале были представлены и абсолютно новые сочинения, написанные специально для «Безумных дней». Их авторы — известные российские композиторы Ольга Викторова и Кузьма Бодров. 

«Молитвы в ночи» Ольги Викторовой прозвучали в исполнении квартета екатеринбургских солистов: концертмейстеров групп Уральского филармонического оркестра флейтиста Тимофея Бушкова, кларнетиста Юрия Нечаева и виолончелистки Наталии Кабильковой, концертмейстера УАФО Евгения Маркова и пианиста Константина Тюлькина. Сразу после концерта о своем новом произведении рассказала автор Ольга Викторова, присутствовавшая на премьере.

Музыка была заказана мне сразу по окончании предыдущего фестиваля. Его создатель Рене Мартен предложил поучаствовать в проекте, тема которого была Ночь. Мы все находимся в зоне ночи — ночи духовной, она же есть ночь души. Музыка — это один из путей высвобождения из пут страха, отчаяния, недоверия. Мне показалось, что это прекрасная возможность рассказать людям о том пути, которым нужно и должно проживать эту жизнь. Это совершенно прекрасно, что Рене Мартен, организуя фестиваль, включает нас, как струны, в свой проект, который работает совершенно непостижимым образом. Низкий поклон музыкантам, которые провели премьеру, очень сложную, прежде всего, в эмоциональном плане. В этой музыке, как мне кажется, невозможно лукавить: либо ты говоришь и раскрываешь себя таким, какой ты есть, либо ничего не состоится. Спасибо за то, что сделали возможным донести мою позицию мира, любви, добра и взаимного доверия. 

Обозреватель радио «Орфей», заместитель директора Роман Берченко назвал российскую премьеру сочинения «одним из центров притяжения второго дня фестиваля. Музыка Викторовой, — писал он — исповедальная и завораживающая, раскрывает очень глубокую идею автора. В начале пьесы инструменты-персонажи молятся каждый отдельно и о чем-то своем, не желая замечать друг друга — их тематизм настолько разный по природе, что совместить его или хотя бы поставить рядом кажется нереальным. Однако в процессе развертывания ткани сочинения, проходя через неприятие и отторжение, символические персонажи постепенно приходят к общению и пониманию: передавая друг другу свои интонации, в коде они объединяются в общей молитве. Идея, невероятно важная и актуальная для наших дней, выражена композитором без ассоциативных „подсказок“, намеков и цитат, чисто музыкальными средствами — и это производит очень сильное впечатление».

В заключительный день музыкального марафона публику ждала мировая премьера Третьего квартета известного современного автора Кузьмы Бодрова. «Ночная песнь Феникса» также была написана по заказу фестиваля. Её представили на «Безумных днях» участники Струнного квартета Камерного ансамбля «Солисты Москвы»: скрипачи Кирилл Кравцов и Михаил Фейман, альтист Андрей Усов и виолончелист Алексей Найдёнов.

Мы очень давно и упорно просили для нас написать квартет, и тут все все совпало., — рассказали музыканты. — Кузьма, и в этом его сила, создаёт музыку, которая сама за себя говорит. Конечно, мы обсуждали какие-то вещи, касающиеся штрихов, технологических моментов, отправляли ему записи с репетиций... Для нас эта музыка очень разная, но каждый в ней слышит то, что слышит. Получить какое-то эмоциональное состояние — в этом ее главный смысл.
Мы играем очень много произведений Бодрова с самыми разными составами, но этот Третий квартет — совсем не то, с чем мы сталкивались в последние годы. К самому жанру квартета Кузьма относится, как к какой-то вехе, и мы рады, что эту музыку заслужили. Играя её, мы ищем текстовую точность в реализации авторских идей и свои внутренние состояния воплощения этих идей. Чем лучше музыка, тем больше ты можешь получить в моменте. Для нас это музыка души.

Роман Берченко в своей рецензии о концерте, привёл слова автора о квартете: 

Это сочинение, ставшее для него этапным, отличают теплота и искренность, редкие для современной музыки. Первые две части, событийные и драматичные, приводят слушателей к финалу — той самой вдохновенной и возвышенной песне птицы Феникс, обозначенной в названии произведения.

Фестивальные премьеры новой музыки, созданной специально для «Безумных дней» — одна из давних традиций проекта, рождённого во Франции и получившего «российскую прописку» в Екатеринбурге в 2015 году. На уникальный фестиваль в уральскую столицу съезжаются слушатели со всех регионов страны, чтобы услышать выступления ведущих музыкантов и посетить 120 концертов проекта.

Фестиваль поддерживает Правительство Свердловской области и Администрация города Екатеринбурга. Часть концертов проходит в рамках программы Министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны», которая представляет элиту российского исполнительского искусства. 

Генеральный спонсор «Безумных дней» в 2023 году — ООО «ФОРЭС»

Другие новости

Изменения в афише
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!