Шилклопер Аркадий (валторна, альпийский рог)

 

Мультиинструменталист, импровизатор, композитор. Уникальный исполнитель на духовых инструментах – валторне, флюгельгорне, барочном «корно да качча», альпийском роге и сделанном специально для него, единственном в своем роде «корно пастуриччио». Разносторонний музыкант, демонстрирующий свое искусство в различных жанрах и стилях, совмещающий фантастические сольные концерты с выступлениями в составе различных ансамблей. Активно сотрудничает с камерными, духовыми, джазовыми, симфоническими оркестрами. Широко известен в России и за рубежом как джазовый музыкант.

Родился в Москве в 1956 году. С 6 лет играл на альтгорне в духовом оркестре Дома пионеров Кунцевского района столицы. Обучался в Московской военно-музыкальной школе, затем в Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс валторны Александра Рябинина). Параллельно искал себя в сфере неакадемической музыки и занимался в Московском колледже импровизационной музыки. Работал в оркестре Большого театра (1978–1985), Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии и ансамбле Moscow Horn Quartet (1985–1989).

Первый серьезный джазовый опыт приобрел, выступая в дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым, вместе с которым записал дебютный альбом «Движение» (1985). Играл в составе группы «Три О» вместе с Сергеем Летовым (саксофоны, флейты) и Аркадием Кириченко (туба, вокал).

Постепенно целиком отдался джазовому искусству. Благодаря редкой для исполнителя на духовых инструментах виртуозности, выдающемуся дару импровизатора, мастерству солиста и ансамблиста Аркадий Шилклопер выдвинулся в число ведущих отечественных джазменов. Значительную роль в этом сыграло знакомство в 1988 году с пианистом Михаилом Альпериным, положившее начало многолетнему сотрудничеству музыкантов. Дуэт Шилклопер–Альперин записал целый ряд альбомов для фирмы ECM, среди них – Wave Of Sorrow (1989), North Story (1997), First Impression (1999), Her First Dance (2008). В 1990 году к дуэту присоединился энтузиаст русского аутентичного фольклора Сергей Старостин (кларнет, вокал, этнические инструменты) – так возник этно-джазовый ансамбль Moscow Art Trio, который снискал большую популярность в России и по всему миру и осуществил ряд записей для лейблов RDM, Boheme Music, Dom Records, Jaro.

В 1992–1996 годах Аркадий Шилклопер выступал исключительно с сольными программами и выпустил свой первый сольный альбом под названием Hornology (1996). К настоящему времени в дискографии музыканта насчитывается более 50 альбомов, записанных под лейблами ECM, Jaro, ACT, Neuklang и другими. Среди них – сольные диски Pilatus (2000), Zum Gipfel und zurück (2006), «Портрет» (2008).

С середины 1990-х годов исполнитель тесно сотрудничает с известными зарубежными музыкантами. Он играл в составе международного квартета Pago Libre, выступал с Vienna Art Orchestra, организовал трио Mauve, записи которого получили престижную европейскую джазовую премию – Приз Ханса Коллера в категории «Лучший альбом года» (2002).

С 1998 года Аркадий Шилклопер использует в концертах редчайший для импровизационной музыки инструмент – альпийский рог (Alphorn) и является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте. Как признается сам музыкант, он впервые вышел с ним на сцену просто из желания показать публике трехметровое «чудо», однако со временем стал все чаще применять альпийский рог в новых произведениях. Одновременно Шилклопер воспринимает Alphorn как древнюю валторну, способную вернуть современного слушателя к истокам музыки.

Артист выступает с концертами и дает мастер-классы в России, странах СНГ и Европы, в США, Канаде, Китае, Японии, Австралии. Он желанный гость на лучших сценах мира и на фестивалях академической и джазовой музыки. Среди его партнеров по сцене – выдающиеся джазовые музыканты и академические солисты: Денис Мацуев, Даниил Крамер, Сергей Накаряков, Сергей Пронь, Игорь Иванушкин, Владимир Чекасин, братья Ивановы, Борислав Струлёв, Джон Вольф Бреннан, Кристиан Цендер, Владимир Волков, Вадим Неселовский, Георг Брайншмид, Алегре Корреа и другие.

Аркадий Шилклопер стремится к постоянным творческим поискам и экспериментам. В составлении концертных программ он избегает проторенных дорог и отдает предпочтение произведениям, созданным эксклюзивно для него. Стремится создавать свои каденции даже при исполнении классических сочинений (например, концертов Моцарта).

Выступал с такими известными коллективами, как Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», симфонический оркестр Госкапеллы Санкт-Петербурга, филармонические оркестры Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Ярославля, Ульяновска, Петрозаводска, Рязани, камерные оркестры «Кремлин», Musica Viva, «Солисты Москвы», «Эрмитаж», «Вивальди-оркестр», «Новосибирская камерата», La Primavera (Казань), оркестры и ансамбли из Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Болгарии, Швейцарии, Турции, Украины.

Принимал участие в открытии и заключительном концерте XIII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» (телеканал «Россия – Культура», 2012).

Ближайшие концерты

5 ноября 2024, вторник
Большой зал филармонии, Екатеринбург
5 ноября 2024, вторник 19:00

Орган и альпийский рог

Пушкинская карта
Орган
Екатеринбург
Музыкальное восхождение в Альпы подарит вам свежесть утреннего воздуха, спокойствие горных озёр и мощь снежных вершин. Концерт в двух отделениях (130 минут)
2024-11-05 19:00:00 2024-11-05 21:10:00 Asia/Yekaterinburg Орган и альпийский рог https://revda.sgaf.ru/afisha/40733 СГАФ, Большой зал филармонии
Подробнее
19:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург

Орган и альпийский рог

Музыкальное восхождение в Альпы подарит вам свежесть утреннего воздуха, спокойствие горных озёр и мощь снежных вершин.

Концерт в двух отделениях (130 минут)

Исполнители
  • Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог)
  • Тарас Багинец (орган)
В программе
Переложение классических произведений, авторские композиции Аркадия Шилклопера, джазовые баллады и переложения композиций рок-группы YES
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!