Уткин Алексей

 

Признанный во всём мире музыкант. Заслуженный артист России (2022). Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства (2016). Профессор Московской консерватории. Артист фирмы «F. LOREE», специализирующейся на производстве гобоев, член Международного общества «The International Double Reed Society».

Выпускник Московской консерватории (1980) и аспирантуры (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Лауреат Международного конкурса «Концертино-Прага» (1977), Национального конкурса гобоистов (1980, Гран-при), Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах (1983, Гран-при). Школа работы с Владимиром Спиваковым, которую прошёл молодой гобоист, придя по окончании консерватории в камерный оркестр «Виртуозы Москвы», блестящее образование, природное дарование — всё это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире.

Алексей Уткин — один из редких исполнителей, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену. Исполнив большинство сочинений, написанных для гобоя, он начал расширять диапазон и возможности инструмента за счёт переложений. В частности, вернул в исполнительский репертуар произведения забытого композитора и гобоиста Антонио Паскулли, носившего в своё время имя «Паганини гобоя». В число переложений А. Уткина входят популярные у публики «Адажио для гобоя и оркестра» Т. Альбинони и «Кол нидрей» М. Бруха. Многие сольные программы музыканта записаны на CD, в том числе концерты И.С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. «Музыка разнообразна, и к ней нужно относиться как к калейдоскопу прекрасного. Всё, за что я берусь, становится для меня самым важным на данный момент», — говорит Алексей Уткин.

Среди сценических партнёров маэстро — Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Алексею Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн).

В конце 1990-х годов, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», музыкант начал самостоятельную карьеру и в 2000 году создал ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла «Caro Mitis», в том числе сочинения И.С. Баха, К.Ф.Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

В 2010 году Алексей Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, заложенные его основателем Рудольфом Баршаем, музыкант видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижёра, но также в роли солиста и вдохновляющего лидера. Маэстро неустанно стремится к расширению стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам-участникам второго тура Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В 2021 году коллектив участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

Алексей Уткин создаёт новые программы, в которых смело сочетаются сочинения самых разных эпох, стилей и направлений. В исполнении оркестра звучат «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди; симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-группы «Led Zeppelin», музыкой в стиле этно и саундтреками к фильмам. Новые идеи и поиски музыканта нашли отражение в таких программах, как «Ost West Fantasy» (для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных), «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актёром Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» А. Солженицына и «Прелюдии» Д. Шостаковича.

Работу в оркестре Алексей Уткин совмещает с активной преподавательской деятельностью. С 1986 года он ведёт класс гобоя в Московской консерватории (с 2007 года — в должности профессора), с 1994 года — в Академическом музыкальном колледже при МГК. Среди его учеников — А. Табанкова, С. Беляева, Ф. Нодель, В. Носырев, М. Штанько, С. Усачёва, П. Кундянок, Э. Мирославский.

За последние годы музыкант побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны — от Калининграда до Владивостока, где, наряду с выступлениями, неоднократно давал мастер-классы для молодых гобоистов.

Алексей Уткин играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», который специально для него изготовил прославленный французский мастер, владелец компании Алан де Гурдон.

Ближайшие концерты

4 марта 2025, вторник
Большой зал филармонии, Екатеринбург
4 марта 2025, вторник 19:00

Гайдн. Шуберт. Сокровища Венской филармонии

Пушкинская карта
Симфонический оркестр
Екатеринбург
Прогулка по музыкальной столице Европы в дружеской компании великих
2025-03-04 19:00:00 2025-03-04 21:00:00 Asia/Yekaterinburg Гайдн. Шуберт. Сокровища Венской филармонии https://revda.sgaf.ru/afisha/40750 СГАФ, Большой зал филармонии
Подробнее
19:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург

Гайдн. Шуберт. Сокровища Венской филармонии

Прогулка по музыкальной столице Европы в дружеской компании великих

Исполнители
  • Уральский молодёжный симфонический оркестр
  • Дирижёр и солист — Алексей Уткин (гобой)
В программе
  • Гайдн. Концерт для гобоя с оркестром до мажор
  • Моцарт. Симфония № 28
  • Шуберт. Симфония № 4 «Трагическая»

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

   

Интересное с прошлых концертов
Все фотографии
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!