Восхищайтесь гениальной лаконичностью Шуберта и слушайте трио, вызвавшее бурю эмоций у самого Гайдна!
Концерт в одном отделении (45 минут).
Описание
Франц Шуберт (1797–1828) – первый крупный представитель музыкального романтизма – за свою короткую жизнь оставил огромное творческое наследие. Большой интерес он проявил и к камерной музыке, ведь именно струнный квартет стал для него своеобразной «школой» инструментального письма. Кроме того, в детстве и юности Шуберт исполнял партию альта в домашнем квартете. Самобытность его 15 сочинений в этом жанре проявляется, прежде всего, в лирической одухотворённости, которая как нельзя более соответствует мироощущению эпохи романтизма.
Струнный квартет № 12 до минор (1820) остался одночастным (другие квартеты Шуберта соответствуют традиции и являются 4-хчастными). Композитор начал писать Andante, создав первые 40 тактов, но целиком закончил лишь первую часть (Allegro). Возможно, выразив в ней всё, что хотел, как позже случилось с его знаменитой «Неоконченной» симфонией, Шуберт не стал дописывать свой Квартет. Эта самодостаточность, замкнутость лирического высказывания, ощутимая в Allegro, позволяет воспринимать произведение как целостное. В нём, как и в упомянутой симфонии, преобладает песенное начало. Тревожной главной теме, внушающей неумолимое предчувствие беды, противопоставляется вторая тема – тоже лирическая по характеру, но исполненная света и незамутнённых мечтаний. Спустя годы после смерти Шуберта рукопись квартета оказалась в руках И. Брамса, который способствовал премьере произведения (Вена, 1867) и его публикации.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827), завершивший развитие предыдущей музыкальной эпохи, классицизма, был старшим современником Шуберта. На протяжении пятнадцати лет оба композитора жили в Вене, создавая в одно и то же время свои самые значительные сочинения. Бетховен переехал в Вену в 1792 году с целью совершенствовать своё мастерство у авторитетного Йозефа Гайдна. Процесс обучения протекал негладко в силу полярности взглядов учителя и ученика. «Вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец и несколько душ, – говорит Гайдн своему подопечному. – Разумеется, ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, а стиль музыканта – это всегда он сам».
Особенное бетховенское «до-минорное настроение» впоследствии приведёт к знаменитой Пятой симфонии, но впервые проявит себя уже в Трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 3 (1795). «Для Бетховена тональность до минор является символом его художественного характера. В каждом случае она раскрывает его в самой экстравертной форме, где он, кажется, наиболее нетерпелив к любому компромиссу», – отмечал в ХХ веке пианист и учёный Чарльз Розен.
Успех трёх первых фортепианных трио Бетховена, изданных в Вене в 1795 году, оказался огромным. В них нашли воплощение ярко выраженные новаторские черты. Все эти сочинения посвящены князю Карлу фон Лихновскому – большому любителю музыки, ученику и другу Моцарта, с семейством которого Бетховен был близок. Но с этим же семейством связана и другая известная история, когда композитор отказался играть гостям князя и поссорился с ним. Ночью, в проливной дождь он покинул дом своего благодетеля, которому позже написал: «Князь! Тем, чем Вы являетесь, Вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же – только один».
Бетховен. Фортепианное трио № 3 до минор:
1. Allegro con brio
2. Andante cantabile con variazioni
3. Menuetto: Quasi Allegro
4. Finale: Prestissimo
Программа концерта
- Шуберт. Струнный квартет № 12
- Бетховен. Фортепианное трио № 3