69. Ночной орган и японская флейта

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля 2022, суббота, 22:15, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Орган и солисты
Пушкинская карта

Узнайте, как звучит самый полнокровный инструмент и призрачная флейта после захода солнца.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Культурный мост между Востоком и Западом – так можно охарактеризовать особенность нынешней программы. Европейская музыка – и японская культура, представленная двумя исполнителями, а также традиционным японским инструментом. В сегодняшнем концерте – обработки нескольких наиболее известных песен «первого романтика» Франца Шуберта; органные произведения Баха и заново открывшего его музыку в XIX веке Феликса Мендельсона; сочинения немецкого композитора эпохи романтизма Йозефа Райнбергера, который уже в семь лет стал органистом приходской церкви, а затем вошёл в историю своими сонатами и концертами для органа.

Судьбы двух участников концерта в чём-то похожи, но имеют разную траекторию. Хироко Иноуэ родилась в Японии, а для освоения сугубо европейского инструмента – органа – приехала в Россию, училась в Московской консерватории и ныне является органисткой Калининградской филармонии. Павел Ио, напротив, начал свой путь в Москве, а продолжил обучение в Японии и стал исполнителем на классической флейте сякухати. Оба музыканта соединяют в своих программах имена композиторов Европы, России и Страны восходящего солнца.

Сочетание, казалось бы, далёких инструментов – грандиозного органа и компактной флейты – не так уж случайно. Орган имеет двойную природу – клавишную и духовую, его прообразами считаются вавилонская волынка, флейта Пана, китайский духовой инструмент шэн.

Сякухати – японская бамбуковая флейта – по мнению исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте, откуда через Ближний Восток и Индию попала в Китай, а уж из Китая добралась до Японии. По легенде, один из проповедников буддизма, наследный принц Сётоку (VII век), играл на сякухати, и услышавшие его игру божества спустились с небес и начали танцевать. Особенно широкий интерес к бамбуковой флейте в Японии возник в XIII веке в связи с распространением дзэн-буддизма. Монахи этого течения считали, что внутреннего просветления можно достичь путём «суй дзэн» – буквально: выдуванием, игрой на флейте. Помимо инструмента для медитации, сякухати подходила для исполнения народных мелодий и имела распространение среди крестьян.

Стандартная длина флейты – 1,8 японских футов (54,5 см), что определило название инструмента: «сяку» – значит «фут», а «хати» – «восемь». Игра на сякухати является неотъемлемой частью уроков музыки в средней школе в Японии. В настоящее время инструмент применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных, джазовых и этнических композиций. Тембр сякухати звучит в саундтреках к некоторым голливудским блокбастерам.

Программа концерта

  • Бах И. С. Токката ре минор, BWV 565
  • Шуберт. Баркарола, op. 72, D 774
  • Шуберт. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»
  • Шуберт. Серенада из вокального цикла «Лебединая песня»
  • Мендельсон. Прелюдия и фуга до минор, op. 37
  • Райнбергер. «Вечерняя песня», op. 150 № 1
  • Райнбергер. Пассакалия ми минор из Сонаты № 8
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!