Прикоснитесь к самой знаменитой симфонии Шуберта — этой тайне, загадке и просто волшебной музыке!
Концерт в одном отделении (60 минут).
Описание
«Неоконченная симфония» Франца Шуберта (1797–1828) – одна из самых поэтичных страниц в искусстве XIX века. Вместе с ней в симфоническую музыку вошла эпоха романтизма и новый лирико-психологический жанр. Впервые в фокусе крупного симфонического произведения оказался внутренний мир человека, остро чувствующего разлад с окружающим миром, и драматизм переживания, а не действия. Обе части сочинения лиричны, но их лирика по-разному окрашена: в первой (Allegro moderato) – проникнута трагической обострённостью, во второй (Andante con moto) – просветлённой мечтательностью.
Композитор создавал эту симфонию в последние месяцы 1822 года, будучи уже широко известным в Вене как автор песен и фортепианных пьес. Однако никто, кроме самых близких друзей, ещё не знал Шуберта как симфониста. Впервые произведение прозвучало лишь в 1865 году, в концерте венского Общества любителей музыки. Произошло это благодаря придворному капельмейстеру Иоганну Хербеку, который случайно обнаружил неизвестную ранее рукопись.
Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этой гениальной симфонии: действительно ли она осталась незавершённой? С одной стороны, сохранились наброски третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. С другой стороны, две сочиненные части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности, тем более что у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию.
Как и большинство музыкантов первой половины XIX века, Фредерик Шопен (1810–1849) сначала должен был заявить о себе как пианист-виртуоз, и лишь затем – как композитор. Оба фортепианных концерта были написаны им ещё в годы учебы в варшавской Высшей школе музыки. Из писем Шопена к другу юности известно, что они создавались в атмосфере первой любви, и это чувство запечатлено в лирических средних частях обоих концертов. О рождающемся Концерте фа минор Шопеном впервые упоминает в письме от 3 октября 1829 года, где помимо рассказа о Констанции Гладковской содержится разъяснение замысла произведения: «Ибо у меня, быть может, к несчастью, уже есть свой идеал, которому я преданно, не заговаривая с ним, служу уже полгода, который мне снится, в честь которого возникло adagio для моего концерта». Упомянутое адажио в окончательном варианте стало Larghetto – вдохновенной второй частью сочинения.
Концерт был впервые исполнен автором в марте 1830 года, в Национальном театре Варшавы. Успех был столь велик, что газета «Польский курьер» написала: «Воистину далеко разнесётся слава того, кто так начинает в молодости!». Произведение было высоко оценено современниками и надежно закрепилось в пианистическом репертуаре благодаря своей юношеской поэтичности, мелодической красоте и блестящей фортепианной технике.
Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, op. 21 (1830):
I. Maestoso
II. Larghetto
III. Allegro vivace
Программа концерта
- Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная»
- Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор