35. Мендельсон. Двойной концерт

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля 2022, суббота, 11:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Любуйтесь: Феликс Мендельсон в зените славы! Успешный, блистательный, полный сил и идей!

Концерт в одном отделении (50 минут).

Описание

Жизнь Феликса Мендельсона (1809–1847) складывалась счастливо, словно оправдывая его имя (Феликс по-латыни – счастливый). Окружённый вниманием образованных родителей, мальчик с детства дышал воздухом литературы, науки, искусства. Обнаружив у сына музыкальный талант, мать с 6 лет обучала его игре на рояле, в 9 лет он выступил с первым концертом, в 10 начал интенсивно сочинять, с 11-ти – заниматься игрой на скрипке и брать уроки композиции у руководителя Берлинской певческой капеллы К.Ф. Цельтера. 

С ранних лет Мендельсон проявлял склонность к струнным инструментам, о чём свидетельствуют Двенадцать симфоний для струнного оркестра, которые он написал в возрасте от 12 до 14 лет. Они создавались как упражнения в курсе композиции, и по этой причине Мендельсон, всегда требовательный к себе, не собирался их публиковать. Долгое время они считались утерянными, пока в 1950 году не были обнаружены в Государственной библиотеке Берлина. Воспитанный на музыке барокко и классицизма, Мендельсон невольно воспроизводит в своих юношеских опусах черты этих двух стилей.

Симфония № 10 одночастна, но в ней можно выделить три раздела: Adagio – Allegro – Piu presto. Вступительное Adagio примечательно влиянием музыки Баха. В последующем Allegro улавливаются реминисценции из Гайдна, а вторая же тема напоминает раннего Бетховена и Россини. Оживлённые фигурации, активно применённые в сочинении, станут наиболее характерной чертой почерка Мендельсона. 

В том же 1823 году, в возрасте 14 лет, Мендельсон создал одно из своих самых блестящих произведений – Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор (он же Двойной). Вполне логичным выглядело, что юный музыкант, написав сольные концерты для упомянутых двух инструментов, объединит их в одном опусе. Мелодичная скрипка, которой обычно доверяют лирические темы, – и фортепиано, которое Мендельсон использует для массивной звучности, сочетая мощную аккордовую технику с ослепительными пассажами. Они ведут диалог друг с другом, подражают друг другу, фортепиано аккомпанирует скрипке (и наоборот), и им также поручены сольные эпизоды.

Двойной концерт был написан для одного из музыкальных вечеров, которые родители Мендельсона устраивали у себя дома по воскресеньям, чтобы продемонстрировать расцветающие таланты Феликса и его сестры Фанни. И 25 мая 1823 года Концерт был исполнен на подобном вечере, солировали сам автор и его друг, педагог по скрипке Эдуард Риц. К публичной премьере Концерта – 3 июля 1823 года в берлинском Концертхаусе – композитор пересмотрел партитуру, добавив духовые и литавры. При жизни Мендельсона произведение оставалось неопубликованным и было издано лишь в 1960 году.

В период сочинения Концерта Мендельсон находился под сильным влиянием И.С. Баха и вместе с тем впитывал музыкальные новшества своего времени. Любопытно наблюдать, как молодой и порой дерзкий Мендельсон изобретательно сочетает все эти элементы: барочный контрапункт с зарождающейся романтической энергией, глубину с эффектностью, героизм с салонным искусством музыкой. Примечательно и то, как много разной музыки крутится в голове ненасытно любознательного композитора, – и всё это беспрепятственно изливается в партитуре Концерта. 

Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор (1823):

1. Allegro 
2. Adagio 
3. Allegro molto

Программа концерта

  • Мендельсон. Симфония № 10 для струнного оркестра си минор
  • Мендельсон. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор

   

Исполнители

Musica Viva

Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!