Невыразимо-прекрасное прощание с жизнью — безымянной и собственной.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Описание
Струнный квартет № 14 Франца Шуберта – союз поэтичности и «песенной» красоты с глубоким трагизмом – стал одним из самых выдающихся произведений камерного репертуара. Он получил не зависящий от воли автора подзаголовок «Смерть и девушка»: песню с таким названием Шуберт использовал во второй части.
Квартет входит в число последних камерных произведений композитора: он завершён в 1826 году, но первые эскизы появились ещё в 1824. Шуберт в то время переживал душевный кризис, вызванный безденежьем и неизлечимой болезнью. В одном из писем к другу он называет себя «несчастным, ничтожнейшим человеком на свете», а в дневниках говорит о «печали минувшего дня», которую приносит каждое утро, о надежде «никогда не проснуться». Известны и такие его слова: «Подумайте о человеке, чьё здоровье уже никогда не восстановится и который от отчаяния только ухудшает положение, а не улучшает его. Подумайте о человеке, чьи самые блестящие надежды не оправдались, для которого любовь и дружба – не что иное, как пытка, и чей энтузиазм к прекрасному быстро исчезает; и спросите себя, действительно ли такой человек несчастен».
Ещё в 1817 году, будто предчувствуя судьбу, композитор написал песню «Смерть и девушка» на стихи М. Клаудиуса. Она построена в виде диалога, где трепетной мольбе отвечают суровые интонации смерти. Подобный сюжет возник в искусстве ещё в эпоху Возрождения (вспомним картину Ханса Бальдунга) и впоследствии был подхвачен художниками XIX века. Музыкальная интерпретация этого сюжета в песне и квартете Шуберта стала источником аллюзий в одноимённом фильме Р. Полански (1994).
Четырёхчастный квартет Шуберта представляет собой размышление на тему человека и судьбы, жизни и смерти в очень драматичном, почти бетховенском, ключе. Образы музыки Бетховена напоминают о себе уже в главной теме первой части (Allegro), вызывающей ассоциации с грозной «поступью» рока. По контрасту с ней, песенная вторая тема воплощает мир мечты и идиллий. Развитие в этой части достигает высочайшего драматического накала и завершается печальной кодой, похожей на похоронное шествие.
Вторая часть (Andante con moto) принадлежит к самым выдающимся образцам мировой философско-трагической лирики. По сути, это вариации на тему песни «Смерть и девушка». В этой теме слышатся черты некоторых образов смерти из музыки Глюка («Альцеста»), Моцарта («Дон Жуан»), Бетховена («похоронный марш» из Седьмой симфонии). При всей неумолимости темы у Шуберта она таинственным образом обретает мягкость и «человечность». Состояния скорби, отчаяния, протеста, просветлённого смирения, сменяясь в его вариациях, достигают потрясающей выразительной силы. В конце части находится место невероятному «шубертовскому мажору», который брезжит тихим нездешним светом.
Скерцо (третья часть) снова вызывает аллюзии с яростными, непреклонными страницами музыки Бетховена. Неистовая «дюреровская» скачка продолжается и в финале (Presto), пронизанном неожиданными гармоническими сменами и напряжённой ритмической пульсацией в духе тарантеллы – танца, который трактуется как «защита от безумия и смерти», но порой напоминает «пляску смерти». Эта музыка отсылает и к Бетховену, и к шубертовской балладе «Лесной царь», и предвосхищает Брамса, Листа, даже «Симфонические танцы» Рахманинова.
Квартет впервые прозвучал в 1826 году в частном доме знакомых композитора (вероятно, сам Шуберт исполнял партию альта), а был опубликован спустя три года после смерти автора, в 1831. Широко известно оркестровое переложение этого квартета, сделанное Густавом Малером.
Программа концерта
- Шуберт—Малер. Струнный квартет № 14 «Девушка и смерть»