Концерт в одном отделении (50 минут)
Описание
Одним из самых популярных и, в то же время, интимных творений Шумана, написанным в разлуке с возлюбленной Кларой Вик, стала «Арабеска». Этот фактор может служить ключом к восприятию пьесы, в которой, благодаря форме рондо, настроения задумчивой тоски чередуются с декламационными и даже воинственными эпизодами. Также к Арабеске приложимы эпитеты «волшебной нежности» и «прекрасной интимности», которыми Шуман выражал своё понимание сущности музыки.
Шуман был первым, кто применил к музыке название «арабеска» (от итал. arabesco — арабский). С тех пор такой заголовок композиторы неоднократно использовали в пьесах изящного характера с «кружевной» мелодикой. У Шумана это слово служит также метафорой текучего, гибкого перехода между контрастными состояниями.
О назначении и содержании «Детских сцен» сам Роберт Шуман рассказал в письме к своей невесте, пианистке Кларе Вик: «Насочинял целые тома — странного, безумного, очень весёлого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребёнком“, — короче говоря, я был поистине окрылён и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал „Детскими сценами“. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе».
Несмотря на кажущуюся простоту, исполнить цикл под силу только зрелому пианисту, способному проникнуть в авторский замысел. Миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы», передающие разные настроения и эмоции. Это не «пьесы для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Это музыка о детстве для взрослых, или, словами самого автора, — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
«Детские сцены» Федерико Момпоу пронизаны красками, звуками и образами его любимой Каталонии. Полжизни, проведённые им в Париже, влияние музыки Эрика Сати и Клода Дебюсси также нашли воплощение в его стиле — то элегантно-импрессионистическом, то упрощённо-минималистичном. Момпоу был скромным и вдумчивым человеком. Он называл себя «музыкантом нескольких нот» и писал в основном лирические песни и фортепианные миниатюры.
Одно из наиболее исполняемых его произведений — фортепианный цикл с шумановским названием «Детские сцены». Сочинение состоит из трёх «Игр», сочинённых в 1915 году. Во вступительной пьесе («Крики на улице») и заключительной («Девушки в саду») используется популярная каталонская мелодия «La Filla del Marxant» («Купеческая дочь»). Кроме того, в миниатюрах слышны звуки окружающего мира: в «Криках на улице» это болтовня и шум буйных забав, в «Играх на пляже» — крики птиц и детей, бегающих по берегу моря. Наиболее известна последняя пьеса «Девушки в саду», полная сладкой безмятежности и в то же время грусти наблюдающего, который больше не может участвовать в детских играх.
Мануэль де Фалья — выдающийся испанский композитор XX века, стремившийся возродить самобытность национальной музыки. Одно из лучших его произведений, завоевавших мировую славу, — балет «Любовь-волшебница» (с подзаголовком «Цыганские сцены из Андалусии»). В основу сюжета, сочетающего романтические и комедийные черты, легли мотивы народных легенд, где сказочное переплетается с реальным.
Все эпизоды балета отличаются тонкой поэтичностью и фольклорным колоритом. «Танец страха» (главную героиню тревожит призрак её бывшего возлюбленного) не лишён гротесковости, но при этом изящен. «Рассказ рыбака» вносит контраст своей спокойной повествовательностью. «Танец огня», который исполняется, «чтобы отогнать злых духов», написан с подлинной темпераментностью.
Программа концерта
- Шуман. Арабески, op. 18
- Шуман. «Детские сцены»
- Момпу. Детские сцены
- Фалья. «Танец страха», «Рассказ рыбака», «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница»