4. Час Моцарта

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля 2021, пятница, 13:30, ТЮЗ - Большой, Екатеринбург
Симфонический оркестр

Концерт в одном отделении (60 минут)

Описание

Концерт для кларнета с оркестром ля мажор — одно из последних сочинений Моцарта, написанное им для друга — известного австрийского кларнетиста Антона Штадлера. Создано со свойственной композитору быстротой — за девять дней, а спустя еще девять — впервые исполнено в Праге и в Германии, куда Штадлер отправился на гастроли.

Первоначально концерт задумывался для бассетгорна — редкой разновидности кларнета, распространённой в масонской среде. Антон Штадлер, состоявший в одной с Моцартом масонской ложе, виртуозно владел этим инструментом. Однако почти сразу произведение закрепилось в репертуаре кларнетистов и было издано именно в таком варианте. 

Сороковая симфония Моцарта — одно из самых знаменитых произведений в этом жанре. Она стала второй из трех последних симфоний, написанных одна за другой летом 1788 года. Сороковая стоит особняком в творчестве композитора из-за своего почти романтического звучания. Ее часто сравнивают с романом В. Гете «Страдания молодого Вертера». Будучи «современниками», эти сочинения отразили повышенную эмоциональность, вызванную историческими реалиями эпохи Просвещения. Симфония стала гениальной предвестницей многих романтических страниц в музыке XIX века. 

В ней Моцарт впервые позволил себе будто напрямую общаться со слушателем. Его искренность и открытость в корне отличалась от принятой в то время холодной концертности и академичности. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека и неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом в ней сохраняется общий деликатный и галантный стиль, соответствующий XVIII веку.

Первая часть начинается с изложения основной темы — трепетной, взволнованной, с оттенком скорби. Вторая часть спокойна и задумчива. Менуэт, почти лишенный танцевальности, превращен в наиболее строгий и собранный фрагмент цикла. Финал перекликается по характеру образов с первой частью, а благодаря стремительному движению и лаконичной форме, обретает характер объективного повествования. 

Программа концерта

  • Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622
  • Моцарт. Симфония № 40
Интересное с прошлых концертов
День 5: Уральский молодежный симфонический оркестр
II Симфонический форум России (2012)
 
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – лауреат международного конкурса Энхэ
ОТВ: Как звучит молодежный симфонический оркестр? (14.08.12)
Все видео
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!