Концерт в одном отделении (55 минут)
Описание
Оркестровая пьеса «В начале был Бетховен» («Beethoven First») была заказана Ольге Викторовой фестивалем «La Folle Journee» (Нант, Франция) к фестивалю 2020 года, посвящённому великому немецкому гению. Название произведения отсылает нас к первой строке Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог».
Ольга Викторова поясняет: «В мире музыки Бетховен, действительно, символизирует начало новой эпохи, знаменующейся появлением нового типа тематизма, формы и оркестровки. Однако, несмотря на то, что заказчик произведения просил особое внимание уделить второй части Седьмой симфонии Бетховена, которая являет собой образец высокого классического стиля, я почувствовала, что в наши дни невозможно работать над бетховенским материалом слишком серьёзно, — автор уже поработал над ним более, чем всерьёз. Поэтому в пьесе „В начале был Бетховен“, кроме бетховенской основательности, вы обнаружите присутствие французской страстности, а также толику российской чувственности.
Произведение включает темы, принадлежащие самому Бетховену, а также идеи, которые проистекают из фонетического звучания его фамилии. В немецком звучании фамилии Beethoven явно слышится слово „бит“, которое стало составной частью терминов, описывающих направления современной музыки, таких как биг-бит, бласт-бит и т.д. Это объясняет появление речевой партии в оркестре, которая подражает ударным звучаниям. Проистекая из конструкций великого немецкого гения, пьеса „В начале был Бетховен“ напрямую связана с нашим временем: с его игровыми реалиями, иронией, сантиментами, легко перетекающими в жёсткие механистичные звучания».
Седьмая симфония Людвига ван Бетховена — само чистосердечие, вольность, мощь. Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил — расточительство без всякого умысла, а веселья ради — веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет все«, — писал исследователь творчества Бетховена Ромен Роллан. Сам композитор ценил её столь же высоко: «Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на ля-мажорную симфонию». В этом произведении достигнут удивительный синтез двух ведущих образных сфер бетховенского симфонизма — победно-героической и танцевально-жанровой.
В первой части «непостижимо превосходной», по словам Глинки, партитуры коллеги-композиторы видели деревенскую наивность (Берлиоз), крестьянскую свадьбу (Вагнер), сельскую картину (Чайковский), героическую идиллию (Серов).
Вторая часть — одна из прекраснейших страниц мирового симфонизма, сцена грандиозной похоронной процессии. Скорбная, но сдержанная музыка рождает чувство не бессильного отчаяния, а мужественной печали.
Третья часть — воплощение буйного веселья. Мощный музыкальный поток полон бушующей энергии.
Финал симфонии представляет собой «вакханалию звуков, целый ряд картин, исполненных беззаветного веселья...» (Чайковский), он «воздействует опьяняюще. Льётся огненный поток звучаний, как лава испепеляя все, что ему противится и встаёт на пути: пламенная музыка увлекает за собой безоговорочно» (Борис Асафьев).
Произведение посвящено графу Морицу фон Фрису, венскому меценату, в доме которого Бетховен часто выступал как пианист. Премьера состоялась 8 декабря 1813 года под управлением автора в благотворительном концерте в пользу воинов-инвалидов в зале Венского университета.
Программа концерта
- Викторова. «В начале был Бетховен» (премьера в Екатеринбурге)
- Бетховен. Симфония № 7
Симфонический хор Свердловской филармонии
Лисс Дмитрий
Видео
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.